Имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля, незаслуженно редко вспоминается, его стихов в учебниках литературы средней школы не стало. На стене камеры № 382 Моабитской тюрьмы в Берлине есть надпись:
«Мы прошли через 40 смертей и не покорились» написал Муса Джалиль.
Почему мы и через сорок смертей спросите Вы? Потому что свой удивительный подвиг Муса Джалиль смог совершить только вместе со своими товарищами и их группу стали звать Джалильцы. Муса воевал на Волховском фронте, в гиблых болотах под Ленинградом (теперь Санкт-Петербург), был в плену и самое трудное и опасное — он с товарищами, находясь в плену, стал вести подпольную, подрывную для фашистов, работу через легион «Идель Урал».
В тылу фашистов, в концентрационных лагерях, везде, где работали центры подготовки диверсантов, которых готовили для заброски в Советский Союз, они, рискуя каждую минуту своими жизнями, занимались перевербовкой уже подготовленных групп вредителей, готовых для заброски в Советский Союз. У фашистов были планы устроить теракты в тылу нашей воюющей Родины, чтобы погибли миллионы советских женщин и детей. Да. Большинство тружеников тыла были женщины и дети.
Какие слова находили Муса и его товарищи, разговаривая с диверсантом, не знаю. Группы забрасывались в страну, но терактов не было. Фашисты забили тревогу. Как так, их усилия напрасны?
Щупальца разведки фашистских осведомителей были в каждом лагере Германии, и в странах Европы. Подпольная работа была очень сложной и опасной. На фашистов в 1943 году работало около трёх тысяч дневных и вечерних газет и группа подпольщиков не глядя на эту информационную глыбу через своих людей раздавали листовки в концентрационных лагерях, в диверсионных школах.
Где они брали свои силы? Это вера, привитая им родителями в детстве. Они не смотрели на видимое, они воевали Силой Духа.
Не возможно подсчитать сколько сотен и тысяч советских солдат на фронте были спасены, сколько было спасено мирных жизней, только потому что посланные в Россию диверсанты отказывались выполнять задания фашистов. Отказывались, благодаря работе группы Мусы Джалиля.
В своих листовках подпольщики писали: «Товарищи красноармейцы! Под страхом голодной смерти, обманным путем фашисты принуждают вас вступить в легион, чтобы идти против своих отцов, матерей, братьев и сестер, поверните это оружие против своих врагов фашистов. Будем бить врага в его логове!!»
До июля 1943 года подпольщики били врага в его норе. Но нашёлся предатель, который сдал джалильцев фашистким ищейкам.
Когда на Родину в 1946 году вернулась первая Моабитская тетрадь Мусы Джалиля стали известны имена тех, кто сидел вместе с ним в тюрьме и терпел пытки и издевательства до самого героического конца: это Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Баттал, Гайнан Курмаш, Абдулла Алиш, Фуат Булатов, Рахим Саттаров, Зиннат Хасанов, Фуат Сайфельмулюков, Ахат Атнашев, Салим Бухаров.
И затем в тетрадке, после перечисления имён героев была подведена черта и жирно написано Предатель – Ямалутдинов, из Узбекистана. Эта запись и помогла следственным органам найти предателя 24 апреля 1950 года.
Мусу Джалиля и его товарищей осудил на смертную казнь императорский военный трибунал. Это был высший судебный орган рейха. Таким огромным был урон нанесённый фашисткой армии группой Джалиля. Их допрашивали и зверски пытали в тюрьмах Маобит, Тегель, Шпандау..
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой
Окна камеры смертников были у самой земли и видно было, как казнили узников тюрьмы.
Придёт, придёт Москва! Нас вызволит Москва
Из тёмной ямы хищника-урода.
На красном знамени Москвы горят слова:
«Жизнь и свобода!»
Стихи поэта актуальны и в наши дни. Российские ВКС уничтожают врагов мирной жизни в Сирии. В одном строю стоят вместе, воюют плечом к плечу мусульмане и православные за жизнь, чтобы не было издевательства над мирным населением страны, чтобы не праздновал победу террор.
Смелых узнают всегда в бою.
В горе проверяется герой
25 августа 1944 года вдруг из-за каменных стен тюрьмы зазвучала татарская песня. Её пели джалильцы. Они славили свою страну, желали ей победы над врагом в войне. Они продолжали вести свой бой словом, молитвой и верой в последние минуты жизни.
Чтоб нашего счастья врагам не отдать,
Тебя я покинул родная..
Я – раненый — грудью вперёд упаду,
Дорогу врагам преграждая
Находясь в камере смертников Муса Джалиль продолжал писать стихи. Но вдумайтесь, у человека в пытках отбиты почки, перебиты руки, голод, холод, и он верит в Победу над фашизмом. Он знает, что его бой за страну победный! В Евангелии написано «По вере вашей да будет Вам». Он, по вере своей, продолжал писать для нас потомков. Он знал, что слово это оружие. Он верил, что мы будем читать его стихи, детские рассказы и стихи Абдуллы Алиша, стихи, воспевающие мирную жизнь и труд Ахмета Симаева.
Православие и Мусульманство настолько делают человека сильным, благородным, мужественным, что даже смерть становится бессильной перед силой Духа верующего человека. Православный казак Матвей Саленко вывел из фашистского плена израненных татарских пленников. А потом герои мусульмане рискуя своими жизнями спасали мирное, в своём большинстве православное население. Это поведение родных братьев, членов единой семьи. Мы живём на одной Планете, у нас один дом. Это нормально, когда братья ценят, дорожат, во всём помогают друг другу, отдавая без колебаний самое дорогое – свою жизнь, чтобы Жизнь продолжалась в детях и никто никогда не смел нарушить эту мирную гармонию.
Золото – мусор,
Джигит ли отдаст
Край родной за золота звон?
Нет! Ибо только подлец продаст,
Мать, которою вскормлен он!!!!
(Абдулла Алиш)
25 августа 1944 года за джалильцами пришли конвоиры. В сушёных педантичных фашистких отчётах написано, что все 11 героев были казнены на гильотине с 12 часов 06мин. до 12 часов 36 мин.
Самым взрослым из джалильцев был Абдулла Алиш. Он родился в 1908 году, ему на момент казни было 35 лет. А всем остальным товарищам было чуть больше 20 лет.
Короткие жизни. И сверкнули так, что сгорая дали возможность жить нам.
Постараемся помнить и беречь в своих сердцах память о Героях, которые, не жалея себя, завоевали Победу для нас в этой страшной Великой Отечественной войне.
Бессонова Анна Геннадьевна