Улица Жуковского — одна из крупнейших магистралей Заельцовского района Новосибирска. Символично и закономерно, что эта улица, названная в честь выдающегося создателя советской авиации Николая Егоровича Жуковского, находится в непосредственной близости с аэропортом «Северный», первым в городе. Но сегодня мы расскажем об однофамильце учёного-механика — Василии Андреевиче Жуковском.
Василий Жуковский — выдающийся русский поэт, писатель, педагог и переводчик. Именно Жуковский — автор текста гимна Российской империи «Боже, Царя храни!»
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. в селе Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика А.И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крёстным — бедным белорусским дворянином А.Г. Жуковским.
Писать стихи Жуковский начал рано, в 7-8 лет, а в 12 лет уже сочинил трагедию «Камилл или освобожденный Рим». Учебу маленький Василий начал у Буниных, продолжил в стенах частного пансиона и Главного народного училища. Вскоре исключенный «за неспособность», Василий оказался в доме родственников Юшковых, где увлекся «сентиментализмом», много читал, изучал языки, познакомился с Н.М. Карамзиным, чьим последователем стал на долгие годы.
В 1797 году юного Василия отдали на учебу в Благородный пансион Московского университета. Здесь началась дружба Жуковского с братьями Тургеневыми, их объединяла любовь к литературе.
Произведения Жуковского публикуются в журнале «Вестник Европы», где он позже становится редактором. В 1808 г. выходит в печать баллада «Людмила», положившая начало романтизму в русской литературе.
«Как вам, счастливцам, То понять, что понял Я тоскою…»
В 1812 г. со вторжением французских войск в Россию, вступил в ополчение, где продолжал свои литературные занятия и написал балладу «Светлана», имевшую большой успех. В начале 1813 г. поэт заболел тифом и вышел в отставку.
В 1815 г. Жуковский присоединяется к литературному обществу «Арзамас», объединившему сторонников нового, карамзинского направления. В этом же году Жуковский был приглашен на службу в императорскую семью на должность учителя. Занимался подбором переводов и текстов для императрицы Александры Федоровны, разработал систему обучения Александра II, которому предстояло быть императором. Биографы поэта считают, что именно он сыграл наибольшую роль в формировании взглядов царя-освободителя. В то время Жуковский много писал и переводил, был наставником русских поэтов, принимал участие в судьбе А.С. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Более того, он открыто восхищался его талантом. По злой иронии судьбы раненный на дуэли Пушкин ушёл из жизни в день рождения своего друга.
После того как наследник престола достиг совершеннолетия, поэт вышел в отставку и в том же году обвенчался с 19-летней Елизаветой Рейтерн.
«При мысли великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою…»
Последние 12 лет жизни Жуковский провел в Германии в кругу жены и детей.
Умер Василий Жуковский 24 апреля 1852 года в Баден-Бадене, прах его был перевезен в Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Карамзиным и Крыловым.
Вечный ходатай и проситель, человек кристальной души, удивительной доброты и поразительного сострадания, Жуковский — всеобщий защитник. За его активную гражданскую позицию и постоянную помощь опальным писателям и поэтам Жуковского ещё при жизни прозвали «ангелом-хранителем русской литературы». Николай I не раз повторял Жуковскому, что он «защитник всех тех, кто только худ с правительством». Таково было жизненное кредо Жуковского: «Каждый день доброму делу, мысли или чувству» — гуманизм, которого он придерживался всю жизнь и которому остался верен до самой смерти.
Агнеса Калачик
давал о себе знать, лишь слегка изменяя свой облик. Один из наиболее значительных рецедивов такого рода эмоциональности пришелся на вторую половину XVIII в. и совпал с расцветом сентиментализма. Умеренно-облагороженная экстатическая набожность, популярная, к примеру, среди представителей мистической разновидности масонства, противопоставляла себя как аскетическому фундаментализму, так и крайнему рационализму в границах многообразной культуры Просвещения. Приблизительно в то же самое время в календарях Адвента, популярных среди лютеран, в роли покровителя 24-го дня (18 декабря) появился тихий ангел (нем. der leise Engel). В этой роли он фигурирует и по сей день в массовом культурном сознании немцев, скандинавов и жителей Великобритании, о чем свидетельствуют бесчисленные интернетные сайты.