В Новосибирске существует множество проектов, направленных на культурное развитие молодежи, но мало кто знает о том, как они появляются и что происходит за «кулисами». Об этом и не только нам удалось узнать в интервью с Егором Плитченко — членом Союза писателей России, руководителем фонда поддержки литературного творчества “Сибирский писатель”.
Егор Александрович, расскажите немного о некоммерческом фонде который вы основали, какими были первые шаги? Что было в начале?
Когда мы начинаем любое дело, то долго готовимся, даже если это что-то очень простое. Например, приготовить салат. Сначала нужно придумать каким он будет, какие положить овощи, кто к нам придет в гости, что эти люди любят есть. А такое серьезное дело, как общественная работа, не может начаться без предварительной подготовки.
Когда-то давным-давно, мы еще с отцом говорили о том, что необходимо поддерживать молодых литераторов. Мне нравилась эта идея, потому что я и был одним из них, человеком, который совсем недавно был студентом литературного института.
Когда мы там учились, то, со своими однокурсниками мечтали: хорошо бы, если у нас была стипендия. Стипендия хорошая. Чтобы, хватало жить на неё и заниматься только литературой, ездить куда-то, смотреть на людей, наблюдать, размышлять и заниматься только этим.
После того разговора с папой, я на некоторое время об этом забыл, но он целенаправленно занимался тем, что поддерживал молодых: издавал им книги, проводил мастер-классы, как большой яркий поэт, который внес значительный вклад в развитие литературы Сибири. Он всегда находил время, чтобы объяснить какие-то простые вещи. И вот через много лет, когда Александра Ивановича уже не было, я решил самостоятельно организовать общественное движение, которое помогало бы молодым литераторам и не просто помогало, но и материально поддерживало. Мы решили сделать у себя на сайте такой раздел “Получить поддержку”, а дальше нужно просто выбрать на какую поддержку ты можешь рассчитывать.
Есть такая шутка, когда у человека из бизнеса спрашивают: “Как вам это удалось?”, то он отвечает “Когда я начинал, у меня за душой ничего не было, кроме горячего желания и двух миллионов долларов”. У меня же было только горячее желание.
Какую миссию вы несёте?
Миссия — звучит очень пафосно, глобально. Я, когда писал обращение, то, конечно же, как литератор немного стеснялся громкого слова — миссия. А сегодня, когда фонду уже седьмой год, я действительно понимаю, что это именно миссия. Ведь, чем больше я занимаюсь общественной работой, тем больше понимаю, здесь не идет речь о личном благополучии. Главное для нас — это работа с нашей целевой группой, молодежью.
Как считаете, в чем секрет успешной работы фонда?
Поступательное развитие третьего сектора в первую очередь зависит от того, как государство к нам относится. И сегодня мы видим, что эта работа активно поддерживается. Есть Фонд Президентских грантов, есть Президентский фонд культурных инициатив, площадка, которая поддерживает проекты в области культуры. Поэтому успех всегда состоит из нескольких слагаемых. Первое, это поддержка власти, а второе, это безусловно горячая поддержка внутри команды. Ничто не заменит этой самоотдачи и искренней радости от совместной работы.
Ещё один секрет — это верить в то, что ты делаешь. Ведь если говорить одно, а делать другое, то люди быстро это поймут.
Что для вас самое сложное в этой работе?
Первый ответ, который напрашивается — это, конечно, отсутствие финансов, но мы с вами прекрасно понимаем, что это не так. Это внешний фактор, далеко не самый важный. И, наверно, это сложно понять, потому что люди очень прагматичны и уверены, что ничего бесплатно не получить. Но на самом деле финансы — это всего лишь ресурс. Это как кирпичи, из которых строят здание. Деньги в первую очередь это средство, необходимое, чтобы решать задачи, которые мы перед собой ставим.
Для меня иногда сложно работать с людьми. Потому что, чем больше я узнаю людей, тем мне сложнее, так как я понимаю, что каждый человек это целая вселенная. Я не могу относиться к людям, как, допустим, относился бы в армии старшина к своим солдатам. Ему нужно, только чтобы они соблюдали дисциплину и порядок, не рисковали собой зря, выполняли приказы. Здесь все сложнее, потому что я не только должен организовать людей и направить их работу. Я должен мотивировать команду, в том числе своим примером, объяснить, что будет результатом нашей работы, поэтому для меня коммуникация всегда очень важна. Я с трепетом отношусь к таким вещам и всегда стараюсь разговаривать с сотрудниками на равных. У нас нет подчиненных. Я являюсь лидером, но по сути дела все вопросы мы решаем вместе.
Какой “механизм” работы в Фонде? В каждой организации он есть. Как у вас это происходит?
Начинается всё с идеи. И генерация этих идей, наверное, самый интересный процесс и поначалу я брал его полностью на себя и мне это очень нравилось. Но через какое-то время я понял, что нужно работать вместе. Сегодня в разработке проектов мне помогает команда, мы вместе садимся обсуждаем какие у кого есть идеи, критически оцениваем их.
Дальше мы трансформируем эту идею в грантовый проект и ждем результатов конкурса.
Дальнейшая роль каждого четко прописана в заявке — кто за что отвечает. Руководитель, менеджер проекта, те, кто занимаются съёмками или работой со СМИ, ну и конечно медиа-волонтеры. Это один из самых важных секторов, потому что они рассказывают о нашей работе. Сегодня без этого нельзя, так устроен наш мир.
Вы сказали про волонтеров. Расскажите, как вы привлекаете молодое поколение к работе в фонде?
Скажу, что здесь нет каких-то секретных принципов и тайных манипуляций. Всё очень прозрачно и просто. Самое главное то, что молодежи с нами нравится и нам, в свою очередь, нравится с ними работать. Потому что они более восприимчивы к новому, они будущее нашей страны. Думаю, молодым важно, что мы несем в мир позитивные изменения. Личное включение каждого: у нас в команде каждый на своём месте и профессионально занимается своим делом независимо от возраста.
Егор Александрович, в нашем мире тренды у молодого поколения меняются. Скажите, учитываете ли вы это в проектах?
Я считаю, что в этом вопросе нужно быть гибким и подходить к нему разумно. Если бы мы постоянно придерживались мнения, что старое уже проверено временем и надежно, то это было бы неправильно. Мы стараемся чувствовать тенденции и какие-то современные вещи применять. Чтобы было интересно не только мне, но и молодым участникам команды. Нужно всегда чутко относиться к запросам общества.
Скажите, какие у вас планы в этом году? Что-то изменится в работе фонда?
Год начинается очень интересно и ярко, так же как и заканчивался 2021. Когда вокруг нашего проекта организовалась яркая и креативная команда. Мы сплотились благодаря проекту “Улицы прошлого” и будем работать дальше. 2022 год посвящен нематериальному культурному наследию, а то, что касается культуры — всегда важно, потому что её главная задача — делать людей лучше.
У нас, как всегда, не один, не два, а сразу несколько проектов впереди. Обязательно будет фестиваль “Сто небес” в память Александра Плитченко. Проект мы полностью переформатировали и посвятили его переводческой работе. Чтобы привлечь внимание молодежи к национальной Сибирской литературе, где у каждого народа есть своё самобытное художественное полотно.
И, конечно, не терять связь с реальностью, иначе мы не сделаем и одного шага вперед! У меня есть свои правила жизни: «улыбайся, не бойся и побеждай!»
Текст: Сизикова Алёна
Фото: Маренкова Анна