Новосибирск – город быстро растущий. В Калининском районе в 1970-х годах был заложен микрорайон «Снегири», а в 1980-х началась застройка следующего микрорайона – «Родники», но еще в конце 1990-х там улицы имени великого русского оперного певца не было и в помине. Это был пустырь, поросший крапивой и полынью. А сейчас здесь большие инфраструктурно развитые районы, и окраинной улицей микрорайона «Родники» стала улица Фёдора Ивановича Шаляпина (13февраля 1873- 12 апреля 1938).
Это имя давно стало нарицательным, и каждого обладателя неординарного голоса звали Шаляпиным, хотя большинство людей никогда не слышали, как пел знаменитый певец. И даже то, что после революции Шаляпин покинул родину и числился врагом Советской власти, никак на его славе не отразилось – в народном представлении Федор Иванович, сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего вятского рода Шаляпиных, или Шелепиных, остался самым великим русским певцом.
Отец будущего певца был человеком грамотным и служил писарем в управе, но жили Шаляпины в обычной ремесленной Суконной слободе.
Учеба у Федора не ладилась, и вскоре он вернулся в Суконную слободу. Чтобы у сына был в будущем кусок хлеба, отец отдал двенадцатилетнего парня «в ученье»: Федор трудился подмастерьем у сапожника, столяра, токаря, резчика по дереву, потом был переписчиком бумаг в земской управе. В1885 году отец устроил Фёдора учеником в открывшееся ремесленное училище.
Как впоследствии писал Шаляпин в своих воспоминаниях, «первое мое приобщение к пению произошло в церковном хоре». Сосед Шаляпиных церковный регент Щербинин, услышав, как мальчик подпевает маме, привёл его с собою в церковь Святой Варвары, и они вместе спели всенощную и обедню. После этого в возрасте девяти лет Федор начал петь в церковном слободском хоре, на деревенских праздниках, свадьбах, молебнах и похоронах. Первые три месяца он пел бесплатно, а потом ему даже было положено жалование в 1,5 рубля. Кроме того, Щербинин обучал мальчика нотной грамоте и другим музыкальным премудростям.
Вскоре семья вынуждена была покинуть Казань. Отца уволили, найти новую работу ему не удалось, и единственной надеждой стал переезд на новое место. Перебрались в Астрахань. Федор по-прежнему бредил театром, но отец это несерьезное занятие не поощрял и бил его нещадно. Тогда юноша решил покинуть семью и искать счастья на подмостках самостоятельно.
Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова на должность статиста. Уже 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.
Затем судьба привела молодого Шаляпина в Тифлис, где он узнал, что в городе находится знаменитый певец Дмитрий Усатов, дающий уроки пения.
Позже Шаляпин с большой иронией описывал свое появление в доме Дмитрия Андреевича Усатова: косоворотка, кургузый, не по долговязой фигуре пиджачок, какие-то немыслимые брюки в черно-белую мелкую клетку- «пьедесталы», на ногах основательно заношенные опорки, зато на голове — шляпа канотье с черной ленточкой. Дно у шляпы было оборвано и держалось на одной ниточке. При ходьбе и ветре оно вздымалось». В таком виде Шаляпин явился к первому исполнителю на сцене Большого театра роли Ленского в «Евгении Онегине», одному из лучших теноров своего времени. Лишь болезнь супруги и связанная с этим необходимость сменить климат вынудила Усатого покинуть столицу.
Голос и обаяние молодого волжанина покорили Дмитрия Андреевича Усатого, и он согласился не только бесплатно учить того оперному искусству, но и помочь материально устроится. Для Шаляпина это был настоящий подарок судьбы. Позже Федор Иванович называл Усатова своим единственным педагогом, и это была чистая правда.
Он учил как «опирать звук на грудь», как «упирать в зубы», как «давать в маску». «Если у меня что-либо выходило плохо, он выковыривал дирижерской палочкой из банки нюхательный табак и громко нюхал, а то закуривал папиросу в палец толщиной. Это были явные признаки его недовольства и раздражения. Слыша, что голос ученика начинает слабеть, Усатов наотмашь бил ученика в грудь и кричал:
— Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!
Я долго не мог понять, что это значит — «опирайте». Оказалось, надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его»,- вспоминал впоследствии свои уроки с Усатовым Шаляпин.
Дмитрий Андреевич ввел молодого человека в круг Тифлисской интеллигенции, познакомил с известными, образованными людьми. Шаляпин стал часто бывать у него дома, был принят в домах других членов музыкального общества. За год разностороннего образования под крылом Усатова молодой певец превратился из одаренного парня «с рабочей слободки» в музыкально образованного, талантливого молодого певца. Он вырос профессионально и личностно.
Усатов заменил баритональные партии, которые ранее исполнял Шаляпин, на партии баса. Они вместе разбирали оперы, обсуждали композиторов. Благодаря протекции Усатова, Шаляпин стал выступать на вечерах и концертах, затем Усатов как режиссер Тифлисского театра пригласил Шаляпина в труппу. Оклад певца, которому было чуть больше 20-ти, составил внушительные по тем временам 150 рублей.
Но провинциальный Тифлис был для Шаляпина тесен. Он мечтал о столицах, и Усатов поддерживал его амбиции.
В 1893 году он перебрался в Москву, но здесь не заладилось. В 1894 году Шаляпин уезжает в Санкт-Петербург, в Панаевский театр. Здесь певец познакомился и подружился с Василием Андреевым – создателем первого в России ансамбля народных инструментов и пропагандистом русской музыкальной культуры. Он сразу увидел «исконный» природный талант Шаляпина и стал привлекать его для исполнения народных песен. В будущем это станет одним из «коньков» великого певца.
Через некоторое время растущая известность певца привела его на прослушивание в Мариинский театр, где Шаляпину предложили «условный» контракт на три года, с окладом 200 рублей в месяц на первый год, 250 — на второй и 300 — на третий. В одном из писем Шаляпин писал: «Ты подумай, я, подзаборный Федя, и вдруг стал артистом императорских театров!» На сцене Мариинского театра он с успехом исполняет партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки).
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленной выставке Шаляпин познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым. Меценат, державший в то время оперный театр в Москве, уговорил молодого певца перейти в свою труппу.
Мамонтов был гениальным организатором. Он тонко чувствовал людей и беззаветно любил искусство. Вокруг него сложился круг самых ярких представителей русской культуры, в который вошел и Шаляпин, позже писавший: «В окружении Мамонтова я нашел исключительно талантливых людей, которые в то время обновляли русскую живопись и у которых мне выпало счастье многому научиться. Это были: Серов, Левитан, братья Васнецовы, Коровин, Поленов, Остроухов, Нестеров и тот самый Врубель, чья «Принцесса Греза» мне казалась такой плохой».
Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность: Иван Грозный в «Псковитянке», Варяжский гость в «Садко» и Сальери «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова; Мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского; Иван Сусанин в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки; Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского. Мефистофель в «Фаусте» Шарля Гуно становится визитной карточкой певца.
В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризовал эти годы так: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
В начале ХХ века певец активно гастролирует: миланский театр «Ла Скала, где поет вместе с Карузо, Берлин, США, Аргентина. В одном из своих интервью газетам Шаляпин сказал: «Я родился крестьянином, был босяком, голодал сам, моя мать умерла с голоду… Такие вещи не забываются… А затем пришел успех. Я ничего не просил. Звание Солиста Его Величества, Крест Почетного Легиона — все это свалилось как с неба. И я принял эти знаки отличия с удовольствием, говорю откровенно».
Шаляпин спокойно встретил революцию. Возможно, сказалось происхождение или близкая дружба с Максимом Горьким.
В 1917 году Федор Иванович занимался переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров. В 1918 году руководил художественной частью Мариинского театра и в том же 1918 году стал первым обладателем почетного звания «Народный артист Республики».
Шаляпина всегда отличала благотворительность. Свои сборы от выступлений в революцию 1905 года он жертвует рабочим, а его выступления с народными песнями, например, «Дубинушкой», порой превращались в политические демонстрации.
Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности.
Такая натура, жаждущая благотворительности, и подвела Шаляпина. В 1927 году сборы от одного из своих концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким С. Симоном как поддержка белогвардейцев. А 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Такое решение обосновывалось тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.
Кстати сказать, есть точки зрения, что Шаляпин и не собирался после гастролей возвращаться в Россию: об этом свидетельствуют некоторые сохранившиеся рисунки (а Шаляпин отлично рисовал и лепил). Многие из друзей жили за границей – композиторы Сергей Рахманинов и Николай Черепнин, художник Константин Коровин, скульптор Сергей Коненков, писатель Иван Бунин, балерина Анна Павлова. Часто бывал в Европе и лучший друг Горький.
Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Только 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее
Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.
Итак, Шаляпин со второй супругой Марией и семью детьми (четверо от первого брака, трое от второго) поселился в Париже, приобрел поместье на юге Франции.
В конце лета 1932 года Шаляпин снимается в кино, исполнив главную роль в фильме «Приключения Дон Кихота» по роману Сервантеса. Кстати, это не первая кинороль певца: в 1915 году состоялся дебют Шаляпина в роли Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный».
Еще с дореволюционных времен Шаляпин страдал диабетом, в поздние годы к нему добавился ревматизм и болезни дыхательных путей. Но он все равно пел и гастролировал. Только за время дальневосточного турне по Китаю, Японии и Манчжурии в 1936 году он дал 57 концертов. Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз. 12 апреля 1938 года, на 66-м году жизни, он скончался в Париже на руках жены. 14 апреля в газете «Известия»№ 87 был опубликован некролог за подписью Марка Рейзена, где писалось:
«Шаляпин, пройдя в свое время большой творческий путь, создал ряд образов, вошедших в историю русского оперного театра. Однако в расцвете сил и таланта Шаляпин изменил своему народу, променял родину на длинный рубль. Оторвавшись от родной почвы, от страны, взрастившей его. Шаляпин за время пребывания за границей не создал ни одной новой роли. Все его выступления за рубежом носили случайный характер. Громадный талант Шаляпина иссяк уже давно.
Ушёл он из жизни, не оставив после себя ничего, не передав никому методов своей работы, большого опыта. Литературное наследство Шаляпина не представляет ничего интересного для искусства. Это хронологическое изложение различных эпизодов, поражающее своим идейным убожеством».
Похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской». 29 октября 1984 года состоялось перезахоронение на Новодевичьем кладбище в Москве; все фамильные реликвии Шаляпиных, оставленные когда-то за границей, были выкуплены и подарены Дому-музею Шаляпина в Санкт-Петербурге.
Сегодня по всей России можно встретить памятники великому басу России: в Москве, Уфе, Кирове, Плёсе. А в Крыму на тропе Голицына есть уникальный Грот, который носит имя Шаляпина. По легенде, в этом гроте когда-то сам Федор Иванович Шаляпин вдребезги разбил бокал с вином своим же голосом: с такой силой он звучал в скале.
На родине родителей певца, в селе Вожгалы, имя Ф. И. Шаляпина носит детская школа искусств, на базе которой регулярно проводятся Шаляпинские вечера. Сам Фёдор Иванович приезжал в Вожгалы навестить больного отца, пожертвовал деньги на строительство Народного дома в селе.
Теперь и в нашем городе в микрорайоне «Родники» есть, пусть пока совсем небольшая улица великого голоса России – Федора Ивановича Шаляпина.