Улица Репина
Редкая улица — прерывистая (в соседнем Новосибирске), да к тому же пересекает сама себя. Улице и проезду Репина все это мастерски удается. Собственное величие и достойное окружение — улицы Васнецова, Левитана и Сурикова — творят чудеса. У Репина карт-бланш — он ведь и о Сибири писал! “Где же?” — спросите вы. “А на картине “Не ждали””! Человек в отребьях на ней — внезапно помилованный свободомыслец. Конечно, это лишь версия. Эксперты утверждают, что внезапно и без объявления родным мог помиловать только царь. И такое действительно случалось. Вероятность сибирской карторги, правда, невелика. Человек в лохмотьях, после пересыльной тюрьмы утративший свои вещи и одетый в секонд хэнд, явно без денег и едва ли в состоянии добраться в загородный дом через полстраны.
К счастью, это не единственная ниточка, связывающая столицу Сибири с Ильей Ефимовичем. Можно зайти через однофамильцев. В Новосибирске родился, вознес первые волшебные звуки и возмужал выдающийся скрипач Вадим Репин. “Наш Вадик”, как фамильярно называют пятидесятилетнего музыканта те, кто следил за карьерой советского вундеркинда только в 80-х. Его восход был стремительным — в 18 лет он получил премию Ленинского комсомола, а еще через десять стал заслуженным артистом России. Кстати, сына Вадима зовут Леонардо. Круг художникова замкнулся.
Масштаб Ильи Репина вполне соответствует гению эпохи Возрождения. Художник-реалист XIX столетия, мастер исторической и жанровой живописи, выдающийся портретист и глубокий психолог! Он родился в Чугуеве, под Харьковом, 24 июля 1844 года. С 13 его начал учиться живописи. Дальше все как подобает — Петербург, Академия Художеств, две золотых медали за картины. Путешествие по Волге, читай — сюжет полотна «Бурлаки на Волге». Собственное имение в Выборгской губернии. Передвижничество, слава, собственная мастерская в Академии. И — благодаря революции, пересмотру границ, внезапное “присоединение” имения к Финляндии и там уже, вдали от родины, на своей малой родине — смерть.
В биографии великого художника много эпохальных картин. Социально-философские «Бурлаки на Волге». Дань своему казацкому роду «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». “Иван Грозный убивает своего сына”, подобная по силе сочинениям Римского-Корсакова. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которую приобрел император Александр III — для Павла Третьякова цена в 35 тысяч рублей оказалась неподъемной.
Эксперты сходятся во мнении, что его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах. И первый большой заказ его связан с портретами — владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков его, только-только выпускника Академии подрядил написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана за 1500 рублей. Заказ Репин выполнил. И заказчику, и постояльцам картина понравилась. И только Иван Тургенев в письме Стасову поиронизировал про «винегрет живых и мертвых».
Репин часто писал портреты своих близких. «Стрекоза», «Осенний букет» — это все его старшая дочь Вера, а “На солнце” — младшей, Нади. А “Отдых” — портрет жены.
Всего Репин оставил нам больше пятисот произведений- если к живописи прибавить рисунки, наброски и эскизы). Практически все его значимые произведения находятся в крупных музеях, таких как Третьяковская галерея, Государственный русский музей в Санкт-Петербурге и Метрополитен-музей в США.