Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский, конечно, никогда не был в Сибири, но есть некоторыми местами и в Новосибирске и в Бердске, которые связаны с этим именем.
Биография его достаточно показательна и трагична. Зимой 1856-1857 годов офицер лейб-гвардии Преображенского полка Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими «Новой русской музыкальной школе», известной как «Могучая кучка».
Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх. Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).
В июне 1858 года Мусоргский вышел в отставку с военной службы и целиком посвятил себя музыке. Он писал: «Соединить военную службу с искусством — дело мудреное». Композитор много учился под руководством Балакирева, однако почти не сочинял крупных произведений. Цезарь Кюи по этому поводу писал: «Вероятно, Модест по-прежнему полдня думает об том, что он будет делать завтра, а остальную половину об том, что он делал вчера».
В конце 1850-х — начале 1860-х годов он написал ряд оркестровых, фортепианных сочинений (некоторые из них не окончены), песен и романсов, а в 1863 году принялся за оперу «Саламбо» по сюжету Гюстава Флобера. Произведение не было окончено, и его музыкальные материалы Мусоргский использовал для других своих сочинений, особенно – оперы «Борис Годунов», которая стала вершиной его творчества.
Опера шла с аншлагами, билеты на нее раскупали заранее, а отрывки люди пели даже на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии. Владимир Стасов писал: «Это было великое торжество Мусоргского. Старики, индиференты, рутинисты и поклонники пошлой оперной музыки дулись и сердились (это тоже торжество!); педанты консерватории и критики протестовали с пеной у рта. <…> Но зато молодое поколение ликовало и сразу подняло Мусоргского на щитах».
Опера имела множество постановок в разных театрах нашей страны, НЮ, Лондоне, Ла Скала и др по всему миру. Арии из неё пели самые прославленные певцы, в частности Федор Шаляпин, Галина Вишневская Иван Козловский и др.
Федор Шаляпин, кстати, очень любил музыку Мусоргского. Он изучил биографию композитора и все его произведения, исполнял главные роли в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Шаляпин вспоминал: «Сильно поражен был я, когда познакомился с биографией Мусоргского. Мне даже, помню, жутко стало. Обладать столь прекрасным, таким оригинальным талантом, жить в бедности и умереть в какой-то грязной больнице от алкоголизма!»
В 1872 году была начата последняя опера композитора – «Хованщина» по сюжету Владимира Стасова, либретто Мусоргского. Мусоргский писал её последние восемь лет своей жизни, но оркестровать оперу не успел; окончательная редакция и оркестровка «Хованщины» принадлежат Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.
Мусоргский по несколько раз переписывал уже готовые сцены: «До такой степени я становлюсь строгим к себе — уморительно». Он переделывал и вступление к «Хованщине» под названием «Рассвет на Москве-реке». В нем считывается прием композитора: он часто использовал и перерабатывал народные песни и мотивы, а иногда вставлял их части в свои произведения. Из-за этого сочинения Мусоргского стали называть «народными музыкальными драмами».
Пьесы, романсы и музыкальные драмы Мусоргского с народными мотивами критики называли «самобытными русскими произведениями». Модест Петрович написал ещё много разных произведений, хотя многие закончить так и не успел: оперу «Сорочинская ярмарка» по Николаю Гоголю, десятки романсов, симфонические произведения. В письмах друзьям он сообщал, что хочет изобразить в них подлинный русский характер, изучить его неизвестные черты.
В 1880 году Мусоргский уволили с официального места работы — ревизионной комиссии Государственного контроля. Из-за этого композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. В это же время ухудшилось здоровье композитора. На одном из концертов он упал в обморок.
А в феврале 1881 года друзья поместили его в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении художник Илья Репин написал известный портрет композитора. За десять дней до его смерти композитора. Никто из портретистов второй половины XIX в. не сумел показать трагический уход человека из жизни с такой глубиной и правдивостью. Стасов позднее писал: «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов».
28 (16 по старому стилю) марта 1881 года, в возрасте 42 лет, в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств на территории бывшего Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.
При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – «Борис Годунов» и несколько вокальных произведений. Друг Мусоргского композитор Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу «Борис Годунов», поставленную в конце 1896 года.
Память о композиторе сохраняется в разных формах.
В 1914 году бронзовый памятник-бюст Модесту Мусоргскому работы Алексея Тимченко был установлен на гранитном постаменте перед зданием бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков, где он учился (позднее – Николаевского кавалерийского училища). В 1926 году бюст был снят с постамента и уничтожен, в 1989 году – восстановлен и торжественно открыт.
Имя Модеста Мусоргского в 1939 году было присвоено ленинградскому Первому музыкальному училищу, в 1989 году – Малому театру оперы и балета (ныне — Михайловский театр Санкт-Петербурга), в 1970 году в Наумово Псковской области, в усадьбе деда, где прошло детство композитора, был открыт Музей М.П. Мусоргского, в1989 году, в честь 150-летия со дня рождения композитора, в Кареве на месте бывшей усадьбы Мусоргских был установлен памятник композитору работы скульптора Виктора Думаняна.
К сожалению, в Новосибирске ничто не напоминает о существования этого сказочного, народного композитора. Правда, когда-то, 1953 году в Левобережье, в Кировском районе одну из улиц назвали именем композитора Мусоргского, но через два года, в 1955-и М.П. в чем-то провинился, и улицы его лишили – она стала называться именем участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Степана Костычева.
Но есть сегодня улица Мусоргского в частном секторе города Бердска.
Зато имя Мусоргского не так просто удалить из музыкальной культуры, в том числе нашего города.
Если захотеть, можно найти отглоски Мусоргского в музыкальном спектакле «Сорочинская ярмарка», что в 2017 году поставил драматический театр «На левом берегу», но главным популяризатором композитора, конечно, является наш знаменитый оперный театр.
Первая постановка «Бориса Годунова» у нас состоялась в 1948 году. Режиссер-постановщик Савелий Малявин, дирижер Исидор Зак, партию Бориса Годунова исполнял прекрасный артист, бас Алексей Кривченя.
В 2015-м опера была возобновлена, правда она снова урезана – исполняется без «Польского акта». Режиссер-постановщик: Дмитрий Белов. Музыкальный руководитель и дирижер: Дмитрий Юровский.
Первая премьера «Хованщины» в новосибирском оперном состоялась в 1952 году, а в 1955-м именно этой оперой наш театр открывал свои первые гастроли в Москве, на сцене Большого театра. И уже в первом спектакле молодой оперной труппе удалось убедить и столичных критиков и зрителей, в том, что перед ними – сильный и профессиональный коллектив, которому отнюдь не требуется скидка на молодость и периферийность.
Сегодня «Хованщины» в репертуаре театра пока нет, но отдельные арии из оперы исполняются в концертных программах.
И, наверное, музыкальное наследие композитора даже важнее, чем улица его имени, или памятник. Его музыка проникает внутрь нас, трогает струны души, которые, наверное, трудно задеть прочтением адресной таблички на улице.