Линия космоса соединяет площадь основоположника марксизма с площадью создателя современной школы актерского искусства. И у того, и у другого есть подходящие для покорителей межзвездных пространств цитаты. Маркс говорил, что “вся история есть не что иное как беспрерывное изменение человеческой природы”. А Станиславский: “Жить — это значит действовать”. Так вот, улица Титова — история про то, как действие запускает эволюцию, а новая человеческая природа приближает техническую революцию и далекий космос.
В Новосибирске до 1963 года улица носила гордое имя Трамвайная. Вместо космических кораблей по этой первой в Левобережье трамвайной линии неслись пассажирские суда. После полета второго космонавта, в 1963 году, ее переименовали в улицу Германа Титова. Давайте разберемся, действительно ли Титов — второй космонавт. И как он связан с Новосибирском.
Будущий космонавт — почти наш земляк, родился в деревне Верхнее Жилино (Алтайский край) 11 сентября 1935 г. Мама, Александра Михайловна, вела домашнее хозяйство, а папа, Степан Павлович, учительствовал. Впрочем, Степан Титов не только преподавал литературу и русский — он писал песни и стихи, писал картины, играл на скрипке, мандолине и баяне, слыл лучшим садоводом своего села. Своих детей, Германа и Земфиру, он назвал в честь героев произведений любимого Пушкина.
Маленький Гера пытался освоить музыкальные инструменты, но ни с баяном, ни со скрипкой так ничего и не вышло… В школе Герман увлекся техникой. Прежде всего, освоил старый кинопроекционный аппарат и начал крутить в сельском клубе фильмы. Как настоящий советский инженер, не избежал он и увлечения радиотехникой — сам собрал радиоприемник, организовал школьный радиоузел и даже построил небольшую электростанцию.
После школы Титов ушел в армию, выбрал авиацию — нравилась выправка и форма. Отучился в девятой Военной авиашколе первоначального обучения, расположенной в Кустанае и приехал в… Новосибирск. Именно в столице Сибири в 1957 году он окончил Сталинградское военное авиаучилище. Причем, поначалу инструкторам не нравилось, как он летал, а за три месяца до выпуска его вообще чуть не отчислили за “самоволку”. И все же с характеристикой “Летает уверенно и смело” ему подтвердили квалификацию «военный летчик» и отправили в строевые части ВВС Ленинградского военного округа.
Здесь, в 1957 году, все и сходится. Новосибирск, Титов, Левый берег и космос. 12 июня — день рождения гражданского аэропорта “Толмачево”. Он приблизил наш город ко всему миру, перевел далекую Москву из категории “космос” в раздел “внутренние перелеты”. В этом же году в Новосибирске началось телевещание, буквально в шаге от будущей улицы 20 мая возвели 192-метровую телебашню, ставшую одним из символов города. А первая студийная телепередача вышла в эфир в сентябре, доказав столичность и технологическую мощь Новосибирска. Конечно, к тому времени Сибирский радиоцентр работал, покоряя ближний космос своими радиоволнами, уже три десятка лет. Но с появлением телевидения, а немного позднее благодаря трансляции из Москвы телевизионной программы через станцию космической связи “Орбита”, он стал важнейшей инженерной организацией города — наравне с самыми знаменитыми оборонными НИИ.
Герман Титов в эти годы креп как летчик. А в 1959ом, в числе уже лучших пилотов реактивной авиации, прошел отбор в команду космонавтов. Из трех тысяч претендентов выбрано было всего двадцать человек, включая его и Гагарина! Кандидатов в космонавты готовили к полету ударными темпами, постоянно усложняя и увеличивая нагрузки. Летом 1960 года из группы взяли шестерых — Валентина Варламова, Павла Поповича, Юрия Гагарина, Анатолия Карташова, Андрияна Николаева и Германа Титова. В космос тогда регулярно уходили «семерки» (ракеты Р-7), только не все запуски оказывались успешными. Только 19 августа 1960 впервые получилось вернуть живыми из космоса собачек Стрелку и Белку. По их стопам готовы были тут же отправить и первого космонавта, но серия неудачных стартов отодвинула дату свидания со звездной бездной. Перед людьми космос увидели еще собаки Чернушка и Звездочка.
Кандидатов в первые космонавты было два — Титов и Гагарин. Оба молодые, красивые, спортивные, из народа. Юрий с убеждающей улыбкой. Герман — со странным для пролетария именем. По легенде, глава СССР Никита Хрущев забраковал Титова исключительно из-за имени сомнительного героя «Пиковой дамы». Первым полетел Гагарин. На то были и объективные причины. И характер у Титова был посложнее, и семейная драма дала о себе знать — в те дни у будущего космонавта скончался первенец.
Впрочем, промежуток между “первым” и “вторым” оказался небольшим, всего три месяца. 6 августа 1961 «Восток-2» взмыл в небо. А космонавт №2 во многом стал первым. Гагарин пробыл в космическом пространстве 108 минут, а Титов — один день, один час и одиннадцать минут. Он дважды вручную сориентировал корабль. Он первым из землян совершил вокруг Земли семнадцать витков. Наконец, пообедал, поужинал и поспал в невесомости, сделал первые фотографии Земли. Одним словом, приземлился Герман Титов настоящим героем. Когда добрался до столицы, тысячи граждан собрались на митинг на Красной площади. Там космонавту вручили Звезду Героя.
Суперменов обеспечивали и другими приметами особого статуса. Каждому вернувшемуся из космоса правительство дарило тогда «Волгу» со спецномером, который соответствовал порядковому номеру космонавта — для Гагарина 01, для Титова 02. Словом, Титов стал настоящей звездой, у него появилось множество поклонников, друзей и знакомых в среде артистов и художников. Временами и вел он себя как рок-звезда. Скажем, во время визита в Румынию внезапно выскочил из автомобиля кортежа, попросил у сопровождающих мотоцикл, сел на него и умчался вперед.
И все же со звездной болезнью космонавт справился. Участвовал в испытаниях Су-7 и МиГ-21, ЯК-25РВ и Як-28, Су-9 и Су-11. А после окончания Военной академии Генштаба им. Ворошилова устроился в Главное управление космических средств. В 1979 он уже первый зам начальника ГУКОС по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, все 80-е — в начальстве! В 1991ом стал первым замом начальника Космических частей Министерства обороны. А уже в 1992ом — президентом Международного научно-технического центра по электронике и космонавтике. Позднее работал зампредседателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. Пока в конце десятилетия не стал президентом Федерации космонавтики. Вскоре, в 65 лет, после сердечного приступа, его не стало.